Центральный Дом Литераторов
Интерьер
Редизайн дубового зала


Центральный Дом Литераторов.


Редизайн дубового зала.

ЦДЛ - это Клуб писателей, одно из самых популярных и интересных мест Москвы. Как организация, Клуб был основан в 1934 году. А само здание было построено в 1887 году по заказу князя Бориса Владимировича Святополк-Четвертинского по проекту архитектора П.С.Бойцова. Городской особняк построен, как пишут, в стиле французского ренессанса в эпоху модерна. Или, проще говоря, в стиле историзм, который сочетает разные прошлые стили, перерабатывает и собирает в единую концепцию элементы разных исторических стилей. Стиль историзм отличается тем, что интерьеры не обязательно должны соответствовать архитектурному стилю здания, по фантазии архитектора внутри здания может возникнуть сочетание совершенно других стилей, отличных от стиля фасада. Такой уж это стиль – историзм. Именно так и задумал архитектор в этом особняке – интерьеры были сделаны в псевдоготическом стиле. Это один из немногих московских особняков, интерьеры которого, выполненные по эскизам архитектора, сохранились почти в неизменном виде.

Надо сказать, что ЦДЛ размещается не только в историческом особняке конца 19 века, а еще и в относительно новом здании, построенном в 1950-е годы 20 века. Оба здания соединены между собой, при этом старый особняк выходит на Поварскую улицу, а новое здание на Большую Никитскую. Атмосфера и назначение зданий отличаются. В особняке находится московский Клуб писателей, галерея «Наше наследие» и легендарный ресторан с несколькими залами, отделанными дубовыми панелями с тончайшей столярной проработкой деталей, с потолочными дубовыми кессонами, с роскошными каминами и дубовой лестницей. Всё в духе конца 19 века. А в новом здании в оформлении зрительных залов, двух кафе, арт галереи - сохранилась непринужденная артистическая атмосфера середины прошлого века.

Наша работа началась в 2015 году, и заключалась она в возврате интерьеров старого особняка к прежней исторической концепции. Дело в том, что за год до этого ресторан перенес новаторскую реконструкцию, изменившую и стиль интерьеров, и кухню ресторана, то есть всю идеологию заведения. Тогда все залы ресторана были декорированы вызывающими белыми панелями из мдф с гламурной неоновой подсветкой, дубовый зал был перегорожен панелями с узорами, многим напоминающими еврейские меноры. А пресса писала про арт-интервенцию, предназначенную «сбить пафос со старого исторического интерьера», «убрать тяжеловесную ауру» и тем самым привлечь в ресторан новую молодую аудиторию. Кто был там в то время, тот помнит, многие приходили в ЦДЛ просто посмотреть на эту московскую диковину.

Новаторская реконструкция прошла успешно, так как много любопытных посетителей приходило в ресторан посмотреть, как в исторических интерьерах могут ужиться пластиковые панели и хромовые стаканчики-светильники, и составить об этом собственное мнение. А заодно отведать необычные блюда. Но век эксперимента оказался коротким, и владелец ресторана принял решение вернуть интерьерам первоначальный вид, вернуться к оригиналу, так сказать.

Перед нами стояла задача вернуть интерьерам художественно-декоративный облик и решить ряд технических вопросов здания. Концепция ресторана, его идея, стратегия, технологические цепочки – это дело маркетологов и других профессионалов. Мы занимались дизайном в рамках общей концепции ресторана.


То, что надо демонтировать пластик со стен, перфорированные перегородки  между столами, хромированные светильники с жестким точечным светом и вообще убрать все чужеродное из особняка, включая цветовую гамму на стенах, мебель, посуду, декор – это было очевидно. Но для начала необходимо было решить вопрос вентиляции помещений.  Система вентиляции везде была проложена «в открытую», она грубо вмешалась в архитектуру всего здания. Например, в дубовом зале она была размещена на полу, прямо на территории зала. Чтобы скрыть ее, предыдущие дизайнеры были вынуждены установить по периметру зала некие лавки- диваны с высокими спинками, перекрывающими старые дубовые панели, созданные в 19 веке архитектором Бойцовым. Эти диваны были непередвижными, и они добавили не только эстетических проблем залу, но и функциональных – количество посадочных мест на банкетах уменьшилось, площадь зала стала меньше, что плохо сказалось на организации праздников. А главное то, что вентиляция все равно не справлялась со своей задачей. В коридорах вентиляция была проложена ниже уровня кессонных дубовых потолков, а чтобы ее не было видно, все трубы покрасили в цвет вороньего крыла, а заодно и стены сделали таким же цветом, и вроде как труб не видно, и вроде в тренде, и типа лофта, как, наверно, думали дизайнеры. В итоге всех обследований стало понятно, что систему вентиляции необходимо менять.

Еще одна из проблем была связана с засвечиванием с улицы витражей, которые находятся в высоких окнах дубового зала. Уличный фонарь со двора ярко светил в одно из окон, полностью засвечивая рисунок витража. В то время как соседние окна с витражами оставались темными. Этот дефект был виден и днём, но по вечерам он особенно портил интерьер. Для решения этой проблемы мы предложили установить между рамами светоотражающую плёнку на подрамниках. А в междурамном пространстве установить осветительную систему с регулировкой освещенности. После проделанных работ витражи стали освещаться ровным мягким светом независимо от уличного освещения.

Для возвращения особняку исторических интерьеров мы предложили основные цветовые решения по помещениям. Для стен дубового зала , над дубовыми панелями, мы разработали эскизы фресок с рисунком, имитирующим текстильные обои 19 века,  с орнаментом, масштабным этим дубовым панелям и соответствующим их стилю и цвету. Поскольку это залы ресторана, текстиль на стенах мы решили не рассматривать. Поэтому и появилась идея с фресками. В каминном зале и кабинетах предполагалось поклеить обои с богатым историческим орнаментом. В результате все стены были поклеены обоями, в разной цветовой гамме, но в одном стиле. И частично стены покрасили в тон обоев.


Разумеется, в ресторане был сделан полноценный ремонт всех помещений, освободили дубовые стеновые панели от встроенных диванов, было возвращено и добавлено освещение в классическом замковом стиле, заменена мебель, текстиль, появились ковры и много интересных деталей. Дизайн проект мы делали совместно с другой компанией, они же были исполнителями проекта. Вдохновителями и идейными генераторами были тоже и сами владельцы ресторана, они принимали участие в разработке проекта. Совместно с хозяйкой ресторана мы придумали доминанту в дубовом зале – круглый стол-геридон в центре зала, точно под огромной исторической люстрой, с букетом цветов на столе. Эта постоянная композиция отлично держит сложное по пропорциям и декору помещение.


Редизайн Центрального Дома Литераторов вернул узнаваемый и всем привычный облик ресторана, к большому удовольствию объединил и старых гостей и новых и, похоже, явился той золотой серединой, которая всех примирила.